С 1 по 24 ноября в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) проходит математическая смена Южного федерального округа. Руководителем смены является ректор Адыгейского университета, Дауд Казбекович Мамий. Занятия ведут преподаватели лучших Российских физико-математических школ и лицеев, сотрудники журнала «Квант», члены жюри Международных и Всероссийских олимпиад, преподаватели вузов имеющие богатый опыт работы со школьниками.
К участию допускаются учащиеся 7-11 классов, прошедшие предварительный отбор. Волгоградская область представлена 34 школьниками (из 195 участников смены). Это значительно лучше, чем в предыдущие годы. Более половины всех наших земляков, отобравшихся, учатся в МОУ СОШ №30 (г. Волжский).
Под центр выделены замечательные здания и спортивные сооружения (в параллель с научными проводятся смены по направлениям «Спорт» и «Искусство»), построенные к сочинской олимпиаде. В этом году ноябрь на черноморском побережье выдался теплым и солнечным. Но школьникам некогда гулять. График их работы довольно плотный: три пары занятий по профилю смены, много физкультуры, занятия по общеобразовательной программе. А после ужина еще и специальное время для решения и сдачи домашних заданий. И так четыре дня в каждом шестидневном цикле. В пятый день цикла школьники посещают научно-популярные лекции (здесь им полегче, поскольку нет домашних заданий). И только на шестой день ребята отдыхают. Впрочем, этот отдых тоже активный – экскурсии в Красную Поляну, Абхазию, посещение олимпийского парка и т.д.
Параллельно со сменой традиционно проходят курсы повышения квалификации для учителей по программе «Развитие математических способностей учащихся и технологии подготовки школьников к олимпиадам».
В обоих мероприятиях принимал участие в качестве преподавателя доцент кафедры высшей математики и физики Владимир Александрович Лецко. Он поделился с учителями своим опытом руководства исследовательской работой старшеклассников в области математики. На конкретных примерах было продемонстрировано, как рождается и решается новая исследовательская задача.
Одно небольшое, но законченное исследование удалось провести и со школьниками (восьмиклассниками). Остальные занятия со школьниками были посвящены задачам на взвешивания (столь узкая тематика была выбрана в результате согласования с коллегами, работавшими с теми же школьниками). Научно-популярная лекция Владимира Александровича называлась «Драматическая история исследования разрешимости алгебраических уравнений в радикалах».